Второй день семинара по наследственному праву в Смоленске начался докладами белорусских нотариусов. С приветственным словом к участникам семинара обратилась председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко, которая заметила, что вопросы наследования с международным участием для Белоруссии крайне актуальны, особенно в приграничных с Россией территориях, где проживают родственники, оказавшиеся после распада СССР в разных государствах. Не случайно на семинар приехали руководители нотариальных палат областей, имеющих общую границу с РФ.
Председатель Витебской областной нотариальной палаты Татьяна Маскина рассказала о завещании как основании наследования и об особенностях работы с завещаниями, составленными за пределами Республики Беларусь (РБ).
Завещанием в РБ называется волеизъявление гражданина по поводу принадлежащего ему имущества на случай смерти. ГК РБ 1998 г. закрепил свободу завещания в качестве основного признака наследования. И нотариусы стараются сделать все от них зависящее, чтобы воля завещателя была соблюдена буквально. Свобода завещания, впрочем, ограничивается требованиями ГК РБ.
Т. Маскина подчеркнула что утрата дееспособности уже после составления завещания не влечет правовых последствий. В то же время в РБ завещатель вправе лишить наследства не только любого наследника по закону, но и всех его потомков. Мотивировать свое решение завещатель не обязан. В отличие от России в РБ завещание можно отменить путем уничтожения всех его экземпляров.
Председатель Могилевской областной нотариальной палаты Валентина Чайкова рассказала об особенностях оформления наследственных прав в случаях, когда наследником является иностранец. Эти особенности регулируются законодательством РБ за исключением случаев, когда действуют международные договоры.
Доцент кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета Иннокентий Карандашов рассказал о применении норм международного частного права при открытии наследства с иностранным элементом.
Понять, как работают эти нормы, не так просто. Иногда требуется длительное время, чтобы выяснить, какие именно законодательные акты следует применить в наследственном деле. Впрочем, и внутреннее российское право очень многообразно, однако при трансграничном наследовании также подлежат изучению международные договоры и различные конвенции, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией. А в самих конвенциях порой имеются неоднозначные нормы, которые затрудняют их толкование.
Вопрос о месте открытия наследства нередко решается в зависимости от последнего места жительства наследодателя. Но порой трудно понять, где находится это последнее место жительства. То ли это место, где гражданин был зарегистрирован, то ли место, где он фактически проживал. А наследование недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения этого имущества. Но как поступить, если недвижимость имеется и в Москве, и в Рязани, и, скажем, в Белоруссии? В этом случае возможны варианты, причем иногда надо принимать во внимание не только нормативные акты, но и интересы наследников.
А как быть, если неизвестно, где проживал наследодатель, у которого вообще нет недвижимого имущества? Тут следует придерживать устоявшейся практики. Если наследуется автомобиль, то принимать во внимание нужно место его государственной регистрации, а при наличии вклада в банке наследство открывается по месту нахождения того филиала банка, где находится вклад.
Заведующая кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета, директор Института нотариата СПбГУ Наталия Рассказова выступила с докладом «Применение законодательства о наследовании в нотариальной практике».
Речь зашла о толковании статьи 1152 ГК РФ, где перечислены основания для принятия наследства и возможность принять его как по завещанию, так и по закону.
Рассказывая также об обязательной доле, а затем о супружеской доле, Н. Рассказова приводила интересные примеры, с удовольствием вступала в дискуссию, отвечая на вопросы и даже задавая свои вопросы аудитории. Такая форма подачи материала была наиболее образной, держала аудиторию в тонусе и даже позволяла выявить ошибки, которые изредка встречаются в нотариальной практике.
Хотя, как известно, ошибки могут случаться в любой инстанции, и могут возникать различные коллизии. По мнению Н. Рассказовой, нотариус обязан руководствоваться только законом, даже если есть опасения, что в дальнейшем его свидетельство будет оспорено в суде, который, возможно, будет опираться именно на постановления Пленума Верховного суда. Тем более, по ее мнению, нет оснований ссылаться на заявления наследников, если они противоречат документам, имеющимся в наследственном деле. Нотариус, как известно, должен иметь дело с бесспорными фактами, подтверждающими право собственности. А если наследники считают, что эти документы противоречат каким-то реалиям, то свои аргументы они могут привести в суде. Нотариусы, констатировала Н.Рассказова, никаких следственных действий проводить не вправе, они руководствуются только законом и в случае возникновения сомнений должны отправить наследников в суд.
Важно отметить, что в дни проведения международного научно-практического семинара в Смоленске состоялось заседание Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству.
Как сообщила председатель комиссии ФНП по международному сотрудничеству Елена Москаль, члены комиссии обсудили перспективы взаимодействия и дальнейшего сотрудничества с нотариатами стран — участниц Евразийского экономического союза, с нотариусами Болгарии, Турции, Азербайджана и прибалтийских государств. Были внесены предложения по актуализации раздела комиссии на сайте ФНП.
Комиссией подготовлены проекты плана работы и сметы на 2016 год, рассмотрены вопросы реализации мероприятий 2015 года.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/notariusy-dolzhny-rukovodstvovatsia-tolko-zakonom-dazhe-esli-kto-to-predlagaet-alternativnye-resheniia