Проект закона, который подвергся критике Минюста, вызвал множество замечаний на «нулевых чтениях» в Общественной палате, получил отрицательную оценку Совета по кодификации и совершенствовании гражданского законодательства при Президенте РФ, не был поддержан Федеральной нотариальной палатой, не одобрили и в Правительстве.
В опубликованном Правительством отзыве отмечается, что законопроектом предложены кардинальные изменения в правовое регулирование наследственных правоотношений, касающиеся практически всех институтов наследственного права, что, по мнению кабмина, может иметь негативное влияние на устойчивость гражданско-правовых отношений.
В отзыве отмечено, что законопроект должен быть основан на тщательно проработанной концепции реформирования законодательства Российской Федерации о наследовании с условием обязательного её обсуждения с экспертным сообществом — нотариусами, представителями науки, практикующими юристами.
Ранее на концептуальные недостатки проекта и на множество проблем, возникающих при рассмотрении отдельных положений законопроекта, обратили внимание представители нотариата, юридического сообщества и научных институтов. «Законопроект предлагает якобы снизить расходы граждан за счет снижения госпошлины, уплачиваемой нотариусу. То есть нотариус будет получать условные 500 рублей за свидетельство о том, что гражданин является наследником. На этом его роль будет исчерпана. То есть наследникам, даже если среди них есть несовершеннолетние, нетрудоспособные, инвалиды или просто малообеспеченные люди, придется самим устанавливать состав наследства и каким-то образом его делить между собой, — отметила член Комиссии ФНП по законодательной и методической работе Александра Игнатенко, — то есть такое понятие, как обязательная доля, попросту исчезает, а основной удар из-за этого примет на себя самая незащищенная часть населения. Пострадают и супруги наследодателя. Раздел наследства перейдет в суды, где наследникам придется нести издержки гораздо более значительные, чем теперешняя госпошлина, которая платится нотариусу. Я считаю, что задача, которая преследовалась законопроектом, как я поняла, это помочь крупному бизнесу в сохранении целостности после смерти владельца. Задача, в общем-то, нужная и благая, ведь некоторые подобные предприятия могут даже являться градообразующими, но она была решена в корне неверно. Нужно тщательно изучить проблему и внести точечные изменения в действующее законодательство, вместо того, чтобы в корне разрушать систему наследования, которая сейчас отлажена и работает». Также на «нулевых чтениях», в Общественной палате, заведующая кафедрой гражданского права СПбГУ, директор Института Нотариата СПбГУ Наталия Рассказова назвала отсутствие концепции главной проблемой законопроекта: «Если в основе этих норм четкой концепции нет, будет огромная нагрузка на суды, будут большие проблемы и потери для граждан, если нотариус перестанет выдавать свидетельство о праве на наследство и определять состав имущества».
В отзыве кабинета министров также отмечено, что «учитывая, что законопроектом не предусматривается обязанность нотариуса установить состав наследства, не представляется возможным определить, что именно переходит по наследству к тем или иным лицам. В связи с этим предусматриваемые законопроектом правила существенно затруднят процесс раздела наследственного имущества, распоряжения участником долевой собственности своей долей, а также создадут почву для многочисленных злоупотреблений. Такое правовое регулирование вынудит наследников обращаться в суд за защитой своих прав, что не только создаст для них необоснованные затруднения, но и увеличит нагрузку на судебную систему».
Правительство Российской Федерации не поддержало проект федерального закона.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/zakonoproekt-o-reforme-nasledstvennykh-otnoshenii-ne-nashel-podderzhki-v-kabinete-ministrov