В прямом эфире программы «Левченко. Ракурс» обсудили новые полномочия нотариата, поводом стали недавно утвержденные методические рекомендации ФНП по удостоверению доверенностей. Темами обстоятельной дискуссии стали законодательство о нотариате, новые нотариальные действия, расширение компетенции нотариуса на рынке недвижимости и значение института нотариата в обеспечении стабильных правоотношений.
Ведущий программы Андрей Левченко пригласил в студию начальника юридического отдела ФНП Александра Сагина и директора юридической группы «Яковлев и Партнеры» Анастасию Рагулину. Также к разговору подключились арбитражный управляющий Евгений Семченко и партнер компании «EY» Алексей Марков.
В начале разговора ведущий отметил, что институт нотариата в последнее время находится в центре внимания различных СМИ: нотариусы расширяют сферу деятельности на рынке недвижимости, развивают электронные сервисы.
«Государство обратило внимание на нотариат. Я думаю, это связано с тем, что период первоначального накопления капитала, который был в России в 90-е годы, завершился, а в настоящее время нотариат, как институт, который может обеспечить стабильность экономических отношений, гарантирует, что собственность у граждан никто не заберет. Не будет рейдерских захватов. Чтобы не вернулись силовые методы отъема имущества и бизнеса у граждан и юридических лиц, государство повышает интерес к нотариату, предоставляет дополнительные полномочия нотариусам, так как нотариат является институтом, гарантирующим стабильность гражданского оборота», — отметил Александр Сагин.
Анастасия Рагулина отметила, что для юристов институт нотариата всегда был очень важен: «Мы действительно тесно взаимодействуем с нотариусами, поскольку мы должны заверять определенные документы. Мы разъясняем гражданам, какие документы нуждаются в заверении нотариусом, потому что существуют документы, которые без заверения нотариусом просто не будут действительны. Например — безотзывная доверенность».
Андрей Левченко поинтересовался тем, на какой срок можно выдавать доверенности. Александр Сагин пояснил, что с 2013 года законодательство не содержит предельного срока, на который можно выдавать доверенность. «За это время выработалась определенная практика, возникли определенные вопросы по применению законодательства. Чтобы снять существующие вопросы, например, касающиеся сроков выдачи доверенностей и другие, Федеральной нотариальной палатой были разработаны методические рекомендации», — сказал он.
Подключившийся к разговору в студии арбитражный управляющий Евгений Семченко обратил внимание зрителей и экспертов на то, что существуют нотариальные действия, которые повышают сохранность активов. В частности — обязательная нотариальная форма доверенности для регистрации прав на недвижимое имущество. «Это некая страховка, что ваши активы не уйдут мошенникам, на них не обратят взыскание рейдеры, это безусловное благо. Мы, как арбитражные управляющие, которые управляют активами, стоимость которых иногда превышает миллиарды рублей, мы относительно спокойны, что нашу подпись не подделают и без участия нотариуса какие-либо активы не будут отчуждены», — пояснил он.
Андрей Левченко отметил, что в сфере регулирования нотариальной деятельности за последнее время произошло большое количество существенных изменений, которые касаются и физических, и юридических лиц.
Например, изменился порядок отмены доверенностей. «Раньше гражданин, отменяя доверенность, должен был сам найти доверенное лицо, поставить его в известность об отмене доверенности. Также найти и уведомить об отмене и заинтересованное лицо, или лица, которым могла быть предъявлена доверенность. Это могло стать серьезной проблемой. С 1 января 2017 года вступают в силу изменения, согласно которым гражданин, чтобы отменить доверенность, обращается к любому нотариусу. Нотариус, отменив доверенность, вносит информацию об этом в Реестр отмененных доверенностей Единой информационной системы нотариата. На следующий день после внесения этой информации все заинтересованные лица считаются извещенными об отмене доверенности», — рассказал Александр Сагин.
Партнер компании «EY» Алексей Марков назвал благом существование реестра отмененных доверенностей: «Публичный реестр отмененных доверенностей даст возможность всем участникам оборота, будь то юридические, будь то физические лица, быть осведомленными и подготовленными к заключению сделки, с полным пониманием того, каковы полномочия того лица, которое пытается заключить сделку, действуя на основании доверенности. Это, безусловно, позитивный факт с точки зрения правоприменения, с точки зрения действий всех участников гражданского оборота».
Говоря о реестрах, Андрей Левченко упомянул и Реестр уведомлений о залогах движимого имущества, который позволяет проверить автомобиль перед покупкой и убедиться в том, что транспортное средство не является предметом залога. Получив у нотариуса выписку из этого реестра, гражданин может полностью обезопасить себя от потери денег и машины. Даже если выяснится, что автомобиль в залоге, но сведения об этом по каким-то причинам не были внесены в реестр, купленный автомобиль никто не заберет. Это подтверждено судебной практикой, в том числе — Верховного Суда.
Позитивно оценили эксперты и расширение перечня применения исполнительной надписи нотариуса. Это позволит не только разгрузить суды, вернуть ситуацию с урегулированием долговых отношений в правовое поле. Использование исполнительной надписи нотариуса также предоставит банкам, а также гражданам и юридическим лицам возможность оперативного и законного решения проблем невыплаты долгов.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/telekanal-rbk-notariat-obespechit-stabilnost-ekonomiki-i-grazhdanskogo-oborota