Вклад нотариата в цифровизацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны, защита законных интересов бизнеса, обеспечение безопасности экономической деятельности в условиях развития цифрового общества стали основными темами для обсуждения на ежегодной конференции по корпоративному праву, которая прошла 15 ноября в Москве.
По данным статистики ФНП, ежегодно российские предприниматели и собственники бизнеса обращаются к нотариусам по корпоративным вопросам свыше 2,5 млн раз. Это и удостоверение целого ряда сделок с долями в уставном капитале ООО, и удобный вариант оперативной регистрации юридического лица, расчеты через депозит нотариуса, возврат средств на основании исполнительной надписи, регулирование залоговых отношений и многое другое.
С развитием цифровых технологий и появлением новых форматов экономических отношений, тема цифровизации юридических услуг приобретает все большую актуальность. Такие понятия как смарт-контракты, «блокчейн», все больше проникают в деловой оборот, а в интернете интенсивно развивается рынок новых цифровых объектов.
Российский нотариат одним из первых правовых институтов принял вызов времени и начал активно внедрять цифровые технологии в свою деятельность, обеспечивая тем самым необходимое инновационное развитие профессии и гарантируя дальнейшее стабильное развитие всего общества, в том числе и корпоративной сферы.
Участников конференции, большинство из которых представляло корпоративный сектор, интересовали подробные сведения об имеющихся компетенциях нотариуса, которые позволяют регулировать правоотношения как граждан, так и юридических лиц, что в свою очередь помогает защищать интересы собственника, создает новые инструменты для бизнеса, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат в стране.
Выступая на конференции, член комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе, нотариус г. Москвы Александр Сагин рассказал, что впервые в сфере корпоративных отношений законодатель обратился к нотариату еще в 2009 году. Тогда страну захлестнул вал рейдерских захватов, который удалось сбить благодаря введению обязательной нотариальной формы сделок с долями обществ с ограниченной ответственностью. Это позволило не просто серьезно укрепить защиту прав собственников, но и обеспечить высокую степень достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц.
Сейчас нотариальному удостоверению подлежат все сделки по отчуждению долей в ООО, сделки, совершаемые в одностороннем порядке, такие как: заявление о выходе из состава участника общества, требование о выходе участника из состава общества, оферта о продаже доли третьему лицу. Обязательное присутствие нотариуса необходимо и в случае, если на собрании ООО решается вопрос об изменении уставного капитала. Эти изменения в гражданском законодательстве направлены на решение проблем защиты прав собственника, повышение прозрачности и законности гражданского оборота с помощью нотариата.
Одним из востребованных инструментов, который появился в арсенале нотариуса в 2016 году, является удостоверение соглашения о предоставлении опциона на отчуждение доли в ООО, то есть фактически — это возможность поставить переход доли в зависимость от определенных обстоятельств. С 1 июля 2017 года заработал еще один публичный реестр ЕИС — реестр участников обществ с ограниченной ответственностью, позволяющий ООО передавать ответственность за ведение списка участников общества Федеральной нотариальной палате. Сведения, хранящиеся в данном реестре, всегда доступны для участников общества, и собственник доли в ООО будет всегда застрахован от проблем, которые возникают в случае исчезновения или смерти генерального директора организации.
Александр Александрович подчеркнул, что в последние годы российский нотариат совершил настоящий прорыв с точки зрения внедрения высоких технологий в работу нотариусов и модернизации качества оказываемых услуг. «Сегодня нотариусы осуществляют электронную подачу документов на государственную регистрацию права и регистрацию юридических лиц, совершают нотариальные действия на основании электронных документов. Так, например, посредством удостоверения равнозначности электронного документа изначальному оригиналу на бумажном носителе, цифровой вариант документа обретает ту же самую силу, что и его традиционная бумажная версия. Это позволяет мгновенно передать документ человеку, находящемуся на другом конце страны».
С 2018 года все нотариальные действия регистрируются в Единой информационной системе нотариата, что минимизирует риски подделки нотариальных актов. Исключается возможность внести дополнительную информацию в систему нотариата, создать документ задним числом и другие формы мошенничества.
Во время конференции Александр Сагин также рассказал о том, как функционируют реестр уведомлений о залоге движимого имущества, круглосуточный бесплатный сервис проверки доверенностей, а также онлайн-сервис по поиску наследственных дел.
Говоря о дальнейших планах нотариата, Александр Сагин отметил, что в ближайших планах нотариата — расширить перечень нотариальных действий в электронной форме удаленно в отношении свидетельствования верности перевода документов с одного языка на другой, принятия в депозит денежных средств, принятия на хранение документов, совершение исполнительных надписей, обеспечения доказательств, удостоверения времени предъявления электронных документов и других услуг.
Также вскоре появится возможность оформлять сделки дистанционно в режиме онлайн с привлечением нескольких нотариусов, которые, находясь в разных городах и установив закрытый канал связи между собой, удостоверят сделку.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/cifrovoj-notariat-v-pomosh-biznesu-odna-iz-osnovnyh-tem-konferencii-korporativnoe-pravo-2019