Напомним, что V Конгресс нотариусов Российской Федерации «Инновационное развитие российского нотариата» состоялся 25 апреля в Центре международной торговли в Москве. Участие мероприятии, на котором также присутствовали представители Государственной Думы, Совета Федерации, Администрации Президента РФ, Министерства юстиции, Федеральной налоговой службы и многих других органов государственной власти и общественных организаций, приняли около полутора тысяч российских нотариусов из нотариальных палат всех субъектов Российской Федерации. Для участия в обсуждении актуальных вопросов развития нотариата в Москву прибыли представители международного юридического сообщества, Международного союза нотариата, руководители и делегаты нотариатов Казахстана, Белоруссии, Франции, Италии, Словакии, Испании, Алжира, Болгарии, Греции, Турции, Литвы, Грузии.
Модераторами второй сессии Конгресса, посвященной практическим аспектам развития нотариата, выступили советник министра юстиции Российской Федерации Мария Мельникова и президент Федеральной нотариальной палаты РФ Константин Корсик. Обращаясь к собравшимся Мария Аркадьевна отметила, что российский нотариат сегодня — это пример ответственной и результативной работы. «Это восьмитысячная корпорация квалифицированных юристов, которой государство доверяет решение наиболее значимых задач, связанных с защитой прав и законных интересов россиян. Масштабные реформы последних лет, значительно расширившие полномочия нотариусов, — наглядное тому подтверждение», — отметил советник министра.
В сессии «Современный нотариат — неотъемлемая основа развития социально-экономических отношений в России, в том числе в условиях цифровизации экономики» приняли участие: исполнительный директор — руководитель Аппарата, член Правления Ассоциации юристов России Станислав Александров, начальник Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве Рустем Юсупов, член Правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко, заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Борисова, член Правления ФНП Владимир Ярков и другие спикеры.
Член Правления ФНП Александра Игнатенко рассказала присутствующим о новых инструментах, гарантирующих защиту прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, которые появились в арсенале нотариусов. Так, с этого года нотариусы в своей работе стали руководствоваться Регламентом совершения нотариальных действий. Наряду с Основами законодательства РФ о нотариате и другими нормативно-правовыми актами, Регламент уточняет ряд моментов в порядке совершения нотариальных действий.
Новый нормативный акт разработан, прежде всего, в интересах граждан. Четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны.
«Появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если появляются сомнения в подлинности бумаг, нотариус вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы. А вот при необоснованном требовании представить сведения, не прописанные в Регламенте, нотариусу грозит дисциплинарное взыскание», — отметила Александра Владимировна.
Совершенствованию законодательства РФ в части обеспечения доступности нотариальных услуг в малонаселенных и труднодоступных местностях было посвящено выступление заместителя председателя Комитета Госдумы по региональной политике Оксаны Бондарь.
В 2014 году Федеральной нотариальной палатой была разработана и утверждена Программа поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях. Данная Программа была разработана для обеспечения граждан доступом к квалифицированной юридической помощи, поддержке нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных округах. Эта программа, финансируемая самим нотариатом, подразумевает целый комплекс мер для того, чтобы вакантные должности были заполнены везде (в том числе и с помощью прямого субсидирования), чтобы оказывать поддержку в организации выездного нотариального обслуживания в удаленных местностях на территории нотариального округа и т.д.
И сегодня можно говорить о серьезных успехах. Впервые за долгие годы в трех труднодоступных районах Магаданской области оказались заполнены вакантные должности нотариусов. Теперь правовую помощь на постоянной основе получают жители Северо-Эвенского, Тенькинского и Среднеканского районов области«.
Профессор кафедры гражданского права юридического факультета МГУ Елена Борисова свое выступление посвятила качеству нотариальных действий, когда их совершают уполномоченные лица органов местного самоуправления. Не имея необходимой квалификации, а порой и высшего образования, работники сельских советов чаще всего некорректно формулируют тексты завещаний и доверенностей, что ведет к искажениям смыслового содержания, а в крайних случаях делает документ неисполнимым. Получается, что полномочия нотариуса и уполномоченных лиц органов МСУ равнозначные, а качество услуг, ответственность, а самое главное — уровень гарантий, совершенно разный. Елена Борисова уверена, что нотариальные действия должен совершать только нотариус.
Широкий спектр дискуссионной сессии был посвящен новым компетенциям нотариуса, которые позволяют регулировать правоотношения как граждан, так и юридических лиц, что в свою очередь помогает защищать интересы собственника, создает новые инструменты для бизнеса, обеспечивает привлекательный инвестиционный климат в стране.
Среди ключевых новелл последних лет отмечается признание повышенной доказательственной силы нотариального акта и его исполнительной силы, переход нотариуса на работу в режиме «одного окна», введение обязательной нотариальной формы для ряда сделок с недвижимостью, повышение профессиональной ответственности нотариусов и, конечно же, развитие «электронного нотариата» и цифровых сервисов.
Как отметил член Правления ФНП Владимир Ярков «за последние несколько лет изменился и сам характер нотариальной деятельности: нотариат по собственной инициативе разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые инструменты, использование которых позволяет оставаться нотариату одним из передовых правовых институтов в стране». Созданная Федеральной нотариальной палатой Единая информационная система нотариата позволяет не только осуществлять межведомственное электронное взаимодействие, но и предоставлять публичные бесплатные сервисы, функционирующие в круглосуточном режиме.
Все большую популярность среди населения и бизнеса приобретает реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который создавался ФНП по поручению Президента Российской Федерации. Обращение к реестру позволяет обезопасить себя от злоумышленников, преднамеренно скрывающих факт обременения имущества, находящегося в залоге, будь то автомобили, оборудование предприятий или даже товары в обороте. Более того, именно сведения Реестра определяют старшинство залога, тем самым предоставляя удобный и действенный механизм регулирования залоговых отношений. Статистика показывает, что количество обращений к Реестру стабильно растет. На сегодняшний день Реестр содержит около 5 миллионов записей о залоге, из них более 2 миллионов — записи о залоге автотранспорта.
Как отметили участники мероприятия, «обращение к нотариусу сегодня — это удобно, оперативно и доступно». Все нотариусы России предоставляют услуги в режиме «одного окна», т.е. сами получают и направляют необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам, — прийти в нотариальную контору. А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов.
За последние несколько лет цифровые технологии коренным образом изменили характер всей нотариальной деятельности. Нотариальные конторы превратились в настоящие фронт-офисы налоговых и регистрационных органов. Благодаря усиленным квалифицированным цифровым подписям нотариусы уже сегодня предлагают уникальные услуги, основанные на электронных юридически значимых документах.
Стремительную информатизацию нотариальной деятельности и передовой характер целого ряда услуг и сервисов современных нотариусов отметило большинство участников Конгресса, в том числе заведующая лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Наталья Корниенко и управляющий директор Отдела GR-ПАО «Сбербанк» Искендер Нурбеков.
По статистическим данным Федеральной нотариальной палаты, только за прошлый год нотариусами по запросам граждан и юрлиц было переведено более 670 тысяч документов из бумажного в электронный вид и наоборот с сохранением их юридической силы. Такой механизм коренным образом изменил понятия о мобильности и возможной скорости передачи документа в любой конец страны. Сегодня нотариат обладает мощной электронной инфраструктурой, способной обеспечить безопасность и сохранность юридически значимых действий, а также качество и скорость нотариальных услуг.
Говоря о международном опыте использования электронных технологий в нотариальной деятельности, президент Международного союза нотариата Хосе Маркеньо де Яно отметил, что «внедрение передовых цифровых технологий в нотариальную деятельность — прерогативное направление развития в большинстве европейских государств и других странах с сиcтемой латинского нотариата». Рразвитие российского нотариата идет в ногу с нотариатами развитых стран мира, а в некоторых моментах действует даже на опережение.
Если говорить о зарубежном опыте, то в Германии сегодня идет активная работа над созданием электронного архива нотариальных действий. Как пояснил член Генерального Совета МСН, вице-президент Федеральной нотариальной палаты Германии Рихард Бокк, архив будет предоставлять возможность выдачи копий и дубликатов документов, что позволит установить более короткий срок хранения документов на бумаге. Разрабатываемый архив будет оснащен четырехуровневой системой защиты информации. Полное наполнение электронного архива планируется завершить к 2022 году.
Президент Высшего совета нотариата Франции Дидье Куаффар также рассказал, что французские нотариусы ведут сейчас активную работу по разработке и созданию электронного архива. Государство доверило Высшему совету нотариата Франции разработать центральный архив, который должен начать действовать с 2021 года. В целом в стране уделяется большое внимание развитию и внедрению в нотариальную деятельность электронных инноваций. Франция на законодательном уровне закрепила обязанность ведения электронного документооборота, так как это позволяет сохранить аутентичность, универсальность, безопасность и долгий срок хранения документа.
Российский нотариат уже с января 2018 года перешел на регистрацию всех нотариальных действий в Единой информационной системе нотариата, что является большим шагом в обеспечении защиты нотариального акта и его бесспорной достоверности.
Подводя итоги сессии, да и в целом всего Конгресса, участники сошлись во мнении, что внедрение информационных технологий в нотариальную деятельность — общемировой тренд последних лет.
«Являясь одними из ключевых правовых институтов в обществе, нотариаты развитых стран мира прикладывают массу усилий для обеспечения граждан нотариальными услугами в самом современном оперативном и удобном формате», — подытожил глава российского нотариата.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/panelnye-diskussii-v-kongressa-notariusov-rossii-sovremennyj-notariat-neotemlemaya-osnova-razvitiya-socialnoekonomicheskih-otnoshenij-v-rossii