Почти месяц в большинстве регионов России действуют режим самоизоляции и другие строгие ограничительные меры. Несмотря на это, гражданский оборот не стоит на месте, и, как следствие, у граждан и бизнеса возникают срочные правовые вопросы. При этом отдельные нотариальные действия нередко выступают единственным доступным вариантом решения целого ряда насущных проблем. Это убедительно доказывает статистика первой половины апреля. И в то же время нотариат страны сейчас сам оказался пострадавшей стороной и нуждается в мерах государственной поддержки.
Со своей стороны нотариальное сообщество предприняло все возможные меры для обеспечения населения квалифицированной юридической помощью в этот период. Прежде всего, Федеральной нотариальной палатой был создан институт «дежурных нотариальных контор». В результате как у продолжающего работать бизнеса, так и у граждан сохранилась возможность своевременно получить квалифицированную правовую помощь. Все это время в нотариальных конторах страны также обеспечивается и строго контролируется соблюдение всех рекомендованных санитарных норм и методов социального дистанцирования.
Чтобы дать гражданам возможность получить квалифицированную консультацию нотариуса, не выходя из дома, ФНП было также принято решение об открытии бесплатной линии правовой помощи.
Вместе с тем, в рамках введенного режима самоизоляции граждане стали обращаться к нотариусам только в безотлагательных случаях. Резкое снижение объемов гражданского оборота негативно отразилось на спросе на нотариальные действия. Так, за первую половину апреля количество обращений к нотариусам в целом по стране упало на 75% (551 000 заявителей с 1 по 15 апреля 2020 года против 2 100 000 в аналогичный период прошлого года).
В условиях борьбы с пандемией зафиксированы значительные изменения в структуре спроса на нотариальные действия. При общем снижении количества нотариальных действий более чем в 4 раза, доля некоторых из них (преимущественно тех, что имеют цифровую составляющую) резко выросла, а число обращений по ним снизилось незначительно в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет. Сейчас многие граждане и бизнес открывают для себя новые удобные возможности нотариата и оценивают их эффективность. Такая тенденция в очередной раз подтвердила необходимость развития электронного нотариата и востребованность его сервисов у населения.
Так, сейчас сохраняется спрос, прежде всего, в корпоративной сфере, на такое нотариальное действие, как удостоверение равнозначности электронной копии документа его бумажному аналогу и обратный перевод нотариусом «цифры» на бумагу. Эта опция позволяет буквально «телепортировать» документ получателю в любой город за считанные минуты с сохранением его юридической силы. Сейчас такой способ обмена документами не только экономит время, но и снижает риски для здоровья людей, ведь ни ехать самостоятельно, (при том, что поездки ограничены), ни общаться с курьером здесь не приходится. В период с 1 по 15 апреля за этим действием обратилось уже более 65 тысяч заявителей (против 113 тысяч, зафиксированным по итогам первого квартала 2019 года).
Еще более востребованной сегодня оказалась возможность передать через нотариуса документы другим юридическим и физическим лицам. В ситуации, когда множество организаций закрыты, ведомства ограничили прием заявителей или перевели его в онлайн-формат с требованием подписывать документы квалифицированной цифровой подписью, именно отправка документов через нотариуса стала для многих единственным гарантированным способом обеспечить свои права путем своевременного направления документа или своевременно исполнить обязательства по предъявлению тех или иных бумаг. Как и в предыдущем примере, здесь заявитель посещает только одно место — «дежурную нотариальную контору», где работа нотариуса организована так, чтобы вероятность контактов клиентов между собой была минимальна. Спрос на это нотариальное действие практически не снизился — 3800 обращений за 15 дней апреля против 4 600 обращений за аналогичный период в прошлом году.
Очень важно, что почти в 4 раза в общем спросе выросла доля такого нотариального действия, как подача нотариусом сведений на государственную регистрацию прав в ФНС и Росреестр. Только за первую половину апреля граждане и бизнес обратились за ним почти 7 тысяч раз (это на уровне аналогичного периода прошлого года). Налаженный электронный документооборот между нотариатом и регистраторами помогает не тормозить столь необходимые сейчас стране бизнес-процессы в условиях, когда ведомства ограничили личный прием заявителей.
А вот с учетом повышения рисков мошенничества, которое, как правило, наблюдается в кризисные периоды, можно говорить еще об одном показательном росте — увеличении на 30% в абсолютных величинах спроса на удостоверение решений органов управления юрлиц и собраний их участников. За прошедшую половину апреля это нотариальное действие было совершено более 2300 раз при том, что в прошлом году за тот же период предприниматели обратились за ним только 1900 раз. Такая тенденция позволяет говорить о том, что представители российского бизнеса оценивают риски и видят, что нотариальное удостоверение решений органов управления компаний гарантирует их законность и защищает бизнес-активы от посягательств мошенников.
В этом же смысле важен и другой сервис нотариата — онлайн-проверка кредитной чистоты движимого имущества. Напомним, что значимую роль в регулировании залоговых отношений вот уже шесть лет играет Реестр уведомлений о залоге движимого имущества, оператором которого выступает ФНП. Он был создан нотариатом по поручению Президента РФ именно для того, чтобы защитить интересы и кредитора, и залогодателя, и тех добросовестных покупателей, которые могут приобрести то или иное движимое имущество, не подозревая о наличии на нем обременения в виде залога. А сейчас, когда предприятия стали чаще обращаться за кредитами, количество залогов не падает пропорционально общему снижению оборота, то есть доля нотариального действия по регистрации уведомлений о залоге возрастает.
К сожалению, при всей той важной роли, которую сейчас играет нотариат как гарант стабильности гражданского оборота, в сложившихся условиях он все равно оказался пострадавшей стороной. Валовые финансовые поступления нотариата от взимаемых тарифов упали более чем на 80%. Большая часть нотариальных контор закрыта ввиду ограничительных мер, хотя эти нотариусы продолжают нести расходы на зарплату работникам, аренду и пр., а расходы действующих «дежурных» нотариусов даже выросли. Им приходится в условиях дефицита и резкого роста цен приобретать оборудование и расходные материалы для дезинфекции помещений, маски, санитайзеры и т.д.. В итоге практически все нотариусы страны уже столкнулись с нехваткой средств для выплаты заработной платы сотрудникам и по другим статьям содержания контор.
Более того, за счет взносов самих нотариусов ФНП также создает и развивает столь нужную всему обществу масштабную информационную инфраструктуру «электронного нотариата». Туда входит и Единая информационная система, и все публичные бесплатные онлайн-сервисы нотариата, которые сейчас очень востребованы.
В этой связи Федеральная нотариальная палата направила в Министерство юстиции РФ конкретные предложения по мерам поддержки, необходимым для дальнейшего осуществления нотариальной деятельности в стране. В частности, отмечается, что на нотариат, который от имени государства исполняет публично-правовую функцию, обеспечивает стабильность гражданского оборота и не получает при этом никаких бюджетных средств, при том, что нотариусы не являются предпринимателями и не имеют иных источников дохода, необходимо распространить меры поддержки, объявленные Президентом РФ для малого и среднего бизнеса и для микропредприятий, а также предпринять ряд других мер.
Как отметил президент ФНП Константин Корсик, «нотариальная деятельность необходима для обеспечения стабильности и законности гражданского оборота, и даже в условиях его ограничения предпринятые меры позволили обеспечить граждан и бизнес квалифицированной юридической помощью. Более того, ряд нотариальных действий, в т.ч. возможности „электронного нотариата“ в условиях ограничительных мер порой являются единственной возможностью для граждан и бизнеса безопасно совершить юридически значимые действия. Но резкое сокращение общего числа нотариальных действий в настоящий момент делает невозможным самофинансирование для подавляющего большинства нотариальных контор, необходимо распространить на нотариусов меры поддержки, предусмотренные для бизнеса».
Более того, во исполнение положений Федерального закона № 480-ФЗ сейчас нотариат разрабатывает и создает инфраструктуру для введения в гражданский оборот в декабре 2020 года удаленных и дистанционных нотариальных действий. Эти правовые институты будут играть принципиальную роль в обеспечении гарантий защиты прав граждан и бизнеса в рамках цифровой экономики, станут удобным и востребованным инструментом цифровых правоотношений. Кроме того, необходимость появления таких форматов нотариальных действий становится тем более очевидна в таких условиях, как сейчас.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/potrebnost-naseleniya-v-notarialnoj-pomoshi-v-usloviyah-pandemii-novye-dannye-statistiki