Развитие «электронного нотариата», который делает получение нотариальных услуг еще более удобным и доступным для граждан и бизнеса, тем самым значительно ускоряя гражданский оборот и способствуя инвестиционной привлекательности РФ, стало основной темой уже традиционного пресс-обеда руководства Федеральной нотариальной палаты с представителями ведущих СМИ, приуроченного ко Дню нотариата. Обсуждалась и необходимость дальнейшего расширения компетенций нотариата, в частности, на рынке жилой недвижимости, которая стала лейтмотивом разговора, а также нотариальные действия, которые могут появиться в ближайшее время.
Говоря об инновациях, президент ФНП отметил, что законопроект, предусматривающий возможность совершать ряд нотариальных действий удаленно, то есть без визита в нотариальную контору, сейчас находится на согласовании в органах законодательной власти. В нем указаны шесть нотариальных действий, совершение которых не требует выяснения соответствия воли человека волеизъявлению. В список вошли, например, такие действия, как получение исполнительной надписи для взыскания долга, принятие на хранение документов, внесение средств в депозит, нотариально заверенный перевод документа или обеспечение доказательств в сети. Все они год от года становятся все более популярными у граждан, а с возможностью подачи документов удаленно востребованность их, как прогнозируется, только возрастет. Например, обеспечение доказательств помогает бороться с онлайн оскорблениями и угрозами в сети, а также защитить свои авторские права. По сравнению с 2017 годом в 2018 году количество этих нотариальных действий выросло на 15%.
Тот же законопроект предусматривает и дистанционное удостоверение сделки двумя нотариусами. «Мы частично ушли от экстерриториальности, а хотелось бы прийти к тому, чтобы продавцу и покупателю не обязательно было встречаться, чтобы каждый мог прийти к своему нотариусу. Например, чтобы продавец во Владивостоке и покупатель в Москве могли в электронном виде удостоверить договор с помощью двух нотариусов. Это сэкономит гражданам время и средства. Когда сделка будет удостоверена, один из этих нотариусов направит документы в Росреестр», — подчеркнул президент ФНП Константин Корсик.
Но, как подчеркнули эксперты нотариального сообщества, повсеместная информатизация не отменяет, а, напротив, усиливает значение ключевой функции нотариусов — обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, предотвращение судебных споров, укрепление законности и стабильности правоотношений. В настоящее время тотальной цифровизации, нотариат выступает гарантом аутентичности документа, на основе которого возникает право. Ведь выяснение воли человека и разъяснение последствий сделки — главное в действиях нотариуса.
В то же время «электронный нотариат» уже сейчас меняет формат документооборота, делая его более эффективным. Так благодаря Единой информационной системе нотариата и ее интеграции с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стремительно вытесняются из оборота архаичные формы нотариальных действий. Если раньше нотариуса, бывало, несведущие люди сравнивали с копировальным аппаратом, так как в очереди к нему стояли люди с необходимостью удостоверить копию документа, то теперь нотариат сфокусирован на главной своей задаче — защите прав участников сделок, высококвалифицированной юридической помощи гражданам, комфортном, клиенториентированном и быстром сервисе.
Количество нотариальных действий по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, благодаря цифровизации экономики и социальных отношений, в том числе и государственных услуг, сократилось почти на 22% . Ненужные форматы отмирают и для бизнеса. Теперь нотариус обслуживает бизнес в формате «одного окна», направляя документы на регистрацию предприятия в ФНС в электронном виде. Поэтому количество нотариальных действий по свидетельствованию подлинности подписи на заявлениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующие органы (ФНС) сократилось на 22,5%, а количество нотариальных действий по свидетельствованию подлинности подписи на банковских карточках сократилось на 22,4%.
Количество же значимых нотариальных действий только растет. В частности, крайне востребован перевод документа из бумажной формы в электронную и обратно с сохранением его юридической силы. Удостоверение равнозначности форм документа на порядки ускоряет деловой оборот и повышает комфорт для граждан. С его помощью можно практически мгновенно переслать любой документ туда, где он нужен для совершения юридически значимых действий: доверенность на совершение сделки, согласие на выезд ребенка за границу, заверенная копия устава для участия в торгах и многие другие необходимые рядовым гражданам и бизнесу действия.
Это очень высоко востребованная возможность — за 2018 год этим действием воспользовались более 1 миллиона раз (1 003 472), что в полтора раза превышает показатель 2017 года. Интересно отметить, что документы из бумажной формы в электронную переводят в два раза чаще, чем обратно. Это вызвано тем, что государственные органы и другие структуры все чаще принимают электронные документы, и обратного преобразования уже не требуется.
Но наибольший интерес представителей СМИ вызвала тема наведения порядка на рынке недвижимости. Статистика показывает, что в прошлом году количество нотариально удостоверенных договоров отчуждения жилых помещений увеличилось на 11,3% и составило 787 234 нотариальных действия. Ведь именно нотариус выступает гарантом чистоты и законности сделки. Кроме того, он — единственный участник рынка недвижимости, несущий полную имущественную ответственность за свои действия.
Константин Корсик отметил и другие преимущества удостоверения сделки через нотариуса: «Мы ликвидировали очереди, снизили тарифы почти в три раза. С первого февраля 2019 года нотариус обязан подавать удостоверенные сделки в Росреестр, который обязан в свою очередь регистрировать их за один рабочий день».
Член правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко в свою очередь подчеркнула, что нотариус самостоятельно получает информацию из всех реестров, в том числе недоступную риелторскому сообществу в силу законодательства, то есть работает, по сути, в режиме «одного окна». А значит, у граждан отпадает необходимость самостоятельно собирать документы, тратя время в очередях, либо обращаться к посредникам, выдавая им доверенности. Именно поэтому в 2018 году число нотариально удостоверенных доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом и регистрацию прав на недвижимое имущество уменьшилось на 15,3% (2 137 700 документов). Необходимо отметить, что сделки по доверенности часто несут в себе наибольшие риски: зачастую мошенники оставляли людей без жилья и денег.
Теперь, для сделки «под ключ» достаточно всего лишь прийти в нотариальную контору. Нотариус удостоверяет договор и обеспечивает его стабильность на случай будущих судебных споров. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, дополнительного доказывания тех обстоятельств, которые уже удостоверил нотариус, не требуется. Этого не может обеспечить ни одна сделка, совершаемая в простой письменной форме. Также существует упрощённый порядок принудительного исполнения нарушенного обязательства, путём обращения не в суд, а к нотариусу, за получением исполнительной надписи для принудительного исполнения обязательства по нотариально удостоверенной сделке. Таким образом, нотариус не только финансово отвечает за то, что он удостоверил, но и нотариальная форма обеспечивает гражданам преференции в случае возникновения каких-либо споров или неисполнения обязательства.
«Законодатель, понизив стоимость нотариального тарифа, исподволь объясняет гражданам, зачем им идти к нотариусу. Чтобы обеспечить свои интересы на случай будущего спора, — подчеркнула Александра Игнатенко, — мы сейчас говорим о сделках, которые жизненно важны для граждан, потеря жилья для которых становится трагедией, они остаются на улице. Нотариальная форма защищает прежде всего их».
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/cifrovye-innovacii-notariata-prezident-federalnoj-notarialnoj-palaty-otvetil-na-voprosy-predstavitelej-smi