13 августа на «Радио России» обсуждались изменения в законе, который регламентирует применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) при сделках с недвижимостью. В соответствии с законом при удостоверении такой сделки нотариус направляет документы на регистрацию в Росреестр в электронной форме. В этом случае граждане пользуются комфортом цифровых технологий в полном объеме. Такое положение вещей в прямом эфире объяснил член Методического совета Федеральной нотариальной палаты, нотариус г. Москвы Александр Сагин.
Проблема применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) приобрела очевидный характер весной текущего года, когда было зафиксировано несколько случаев «киберхищения» недвижимости граждан. Как оказалось, преступники смогли получить электронную подпись вместо собственников жилья и совершили сделку по отчуждению недвижимости в простой письменной форме. При этом пострадавшие граждане даже не подозревали, что на их имя выдана ЭЦП. Так, новые технологии, призванные повысить удобство и скорость гражданского оборота, породили новые преступные схемы. Ситуация получила широкую огласку в СМИ и общественный резонанс. В результате законодатель решил предпринять меры по защите имущества граждан.
Как прокомментировал существовавшую проблему Александр Сагин, человек зачастую «... даже не знал, что у него есть электронная подпись. Этой его подписью пользовался мошенник и от его имени подписывал документы». Таким образом, были выявлены две уязвимости применения цифровых технологий. Как пояснил Александр Александрович, «... вопросы вызывали выдача электронной подписи и её использование». Иными словами, мошенники могут попытаться получить электронную подпись по поддельным документам. И тогда следует усилить контроль нал удостоверяющими центрами. Однако существует риск, что ЭЦП, полученная законным владельцем, может быть у него похищена. И что самое важное, применение законным владельцем ЭЦП не гарантирует того, что на него не оказано давление или что он осознавал последствия ее применения. В этом случае как раз возникает вопрос усиления контроля над совершаемой сделкой, так как простая письменная форма договора повышает риски противоправных действий в цифровом пространстве.
Теперь согласно закону, чтобы совершать сделки с недвижимостью с помощью электронной подписи, гражданину надлежит уведомить Росреестр о своем согласии регистрировать сделку в электронной форме за его ЭЦП. Для этого он должен лично явиться в регистрирующий орган или МФЦ и написать заявление либо отправить нотариально удостоверенное заявление по почте.
Однако в законе существуют исключения, когда такое заявление не требуется. При нотариальном удостоверении сделки дополнительные меры безопасности не требуются, поскольку нотариус выступает гарантом законности сделки, соблюдения прав и интересов граждан и достоверности сведений государственных реестров. Во время подготовки договора по отчуждению недвижимости нотариус проводит правовую экспертизу документов и устанавливает личности граждан, а также выявляет соответствие воли волеизъявлению и разъясняет правовые последствия сделки её участникам. Как пояснил Александр Александрович, «...нотариус несёт ответственность, что действительно к нему приходил гражданин, что он видел этого гражданина, соответственно, установил его волю и подал документы на государственную регистрацию».
Таким образом, при обращении к нотариусу у граждан сохраняется возможность пользоваться всеми благами цифрового документа оборота, осуществить переход права собственности быстро и комфортно — в режиме «одного окна». Нотариус сам запрашивает документы, необходимые для совершения сделки, в государственных реестрах в электронном виде, проводит всю необходимую работу и после удостоверения направляет документы в Росреестр. Причем подача документов в регистрирующий орган в электронном виде предписана законом. В этом есть неоспоримое преимущество, так как при такой подаче документов на регистрацию переход права собственности осуществляется за один день.
Следует отметить, что ряду банков, которые включены в систему межведомственного электронного взаимодействия, разрешается применение электронной подписи при сделках с недвижимостью. Зачастую это касается тех случаев, когда люди берут ипотеку, и банки полностью оформляют сделку. Однако между услугами банков и работой нотариуса есть существенная разница. Услуга банка по ведению и оформлению сделки зачастую стоит существенно дороже, чем нотариальное удостоверение. К тому же за подачу документов в Росреестр в электронном виде банк возьмет приличную сумму, тогда как нотариус направляет документы на регистрацию перехода права собственности совершенно бесплатно. При этом только нотариус несет полную имущественную ответственность за свою профессиональную деятельность и гарантирует компенсацию материального ущерба, причиненного по его вине.
В скором времени гражданам будут доступны удаленные нотариальные действия возможность дистанционного совершения сделок. Это выведет качество и комфорт юридически значимых действий на принципиально новый уровень, а также существенно ускорит гражданский оборот.
Эфир с участием Александра Сагина можно послушать здесь https://www.radiorus.ru/brand/61244/episode/2192977
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/pri-sdelkah-s-pomoshyu-ecp-obrashatsya-k-notariusu-bezopasnej-i-vygodnee