Тревожную статистику Судебного департамента при Верховном суде России приводит «Российская газета»: ежегодно около двадцати тысяч россиян теряют свое жилье по различным юридическим причинам. Так, за прошлый год судами было принято более 19 тысяч решений о выселении без предоставления жилплощади. Более чем в половине случаев бывшие владельцы жилья, оказавшиеся на улице, были одурачены мошенниками и подписали бумаги, по которым у них можно отобрать квартиру внешне совершенно законно.
Часто адвокаты, судьи и приставы сочувствуют потерпевшим, но если доказать факт мошенничества не удается, они вынуждены принимать решения не в их пользу — ведь подписанные договоры у второй стороны на руках, и подписи на них не поддельные. Схем у квартирных рейдеров несколько, но суть у них одна — подсунуть пожилому, невнимательному, юридически неподкованному или психически не здоровому человеку среди бумаг договор дарения, либо договор купли-продажи за бесценок, подписав который человек автоматически лишается прав на свою недвижимость. Реже подписать такие документы вынуждают силой. Но факт насилия в суде еще надо будет доказать. Вот и получается, что квартирные рейдеры выбрасывают людей из их квартир на улицу. И тем некому жаловаться, ведь за сделку с недвижимостью, заключенную в простой письменной форме, несет ответственность только сам гражданин — должен понимать, что подписывал.
Трагических историй людей, в одночасье ставших бездомными, тысячи. Одна из них появилась в блоге журналиста Олега Лурье. 41-летяя женщина, состоящая на учете в психоневрологическом диспансере — Ольга Александровна Б-ая (фамилию и все данные можно уточнить у Олега Лурье — ред.) лишилась квартиры, всего лишь решив взять небольшой кредит на ее ремонт. Женщине и ее взрослому сыну не так давно дали двухкомнатную квартиру в новостройке по улице Маршала Тухачевского вместо старой — тот дом ушел под снос. Квартиру в зеленом районе эксперты оценивают не менее чем в 11 миллионов рублей. В прошлом году Ольга Александровна решила сделать в квартире ремонт и заменить мебель. Она была убеждена, что делать все нужно сразу, но суммы, необходимой на быстрый капремонт у нее не было. Поэтому Ольга Александровна решила взять кредит. Банки ей отказали. И женщина обратилась в некое кредитное бюро, сотрудники которого, пользуясь ее состоянием, планомерно вгоняли Ольгу Александровну в долги. Когда же сумма выплат по кредиту выросла до гигантских размеров, и несчастная плательщица обратилась с просьбой приостановить платежи, ей пошли навстречу. Нужно было лишь подписать ряд бумаг.
Не разбираясь в финансовых и юридических формулировках, измученная долгами Ольга Александровна подписала бумаги не читая. Позже выяснилось, что среди бумаг был договор купли-продажи квартиры в пользу кредиторов женщины. Согласно выписке по лицевому счету № 408178106........, открытому в ЗАО «Смартбанк» и принадлежащему Ольге Александровне, 29 декабря 2014 года была совершена операция зачисления денежных средств в сумме 4 200 000 рублей, которые в настоящее время на счету отсутствуют. Однако о поступлении денежных средств Ольге Александровне известно не было. Данными денежными средствами она никогда не распоряжалась и не производила с ними каких-либо операций. Но доказать это она попросту не может. Ее слово против слова кредиторов. И договор в простой письменной форме за ее подписью...
Сделки в простой письменной форме многие считают более быстрыми и дешевыми, не задумываясь о том, чем придется расплачиваться в случае обмана, не понимая, что при заключении такой сделки никто не проверяет подлинность документов, волю и волеизъявление сторон сделки, а главное, ни один регистрирующий орган не несет ответственности за сделку. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью решило бы многие проблемы, перекрыв большинство путей квартирным рейдерам. Ведь нотариус обязан разъяснить обеим сторонам последствия сделки. Известны десятки случаев, когда человек, которому растолковали все последствия и риски, которые он берет на себя после подписания документа, отказывался от сделки, тем самым сохранив свою недвижимость. Нотариус отвечает за подписанные им документы, и в случае его ошибки компенсирует убытки. Кроме того, профессиональная ответственность всех нотариусов застрахована, и соответствующая компенсация выплачивается страховой компанией. С принятием 1 января Федерального закона № 457-ФЗ гарантии имущественной ответственности нотариуса, помимо страхования, подкреплены Компенсационным фондом Федеральной нотариальной палаты, которым, согласно положениям закона, нотариальное сообщество дополнительно будет страховать ответственность своих коллег, если суммы обязательной страховки нотариуса окажется недостаточно для покрытия ущерба вследствие вины нотариуса. Предъявлять же претензии к юридическим службам банка, риелторам и уж тем более каким-то посредникам бесполезно.
Кроме того, в последние годы нотариальное сообщество значительно повысило привлекательность нотариально удостоверенных сделок. Сейчас нотариус работает фактически по принципу «одного окна», которое он «открывает» для обратившегося к нему человека: сокращает срок государственной регистрации права на недвижимость при подаче документов нотариусом до 1 дня (если документы подаются в электронном виде). Снизились нотариальные тарифы. Безопасность сделок и удобство расчетов обеспечивается депозитом нотариуса, который дает гарантию законности, безопасности и правильности расчета по сделкам и обязательствам, позволяет сократить оборот неучтённых наличных денежных средств и облегчает процедуру сделки. Размер тарифа на эту услугу — всего 1 500 рублей, что гораздо дешевле стоимости аренды банковской ячейки.
Однако, сейчас в Госдуме рассматривается проект закона «О государственной регистрации недвижимости». По мнению экспертов, некоторые положения проекта скрывают в себе значительные риски, которые могут негативно сказаться на гражданах. Особенно незащищенными оказываются пожилые люди и несовершеннолетние граждане. В законопроекте не предусмотрена схема гарантии достоверности сведений государственного реестра прав на недвижимое имущество. Считается, что каждый гражданин, обратившись в реестр, получает достоверные сведения о том, кто владеет объектом недвижимости, тем самым проверяя основания для сделки купли-продажи квартиры.
Безусловно, Росреестр сегодня обеспечивает сервис высокого качества: принести документы, зарегистрировать, получить выписки и т.п. достаточно просто. Но ведомство не имеет возможности, да, и не обязано проверять достоверность предоставляемых на регистрацию документов, а иных механизмов гарантии достоверности реестров в законопроекте не предусмотрено.
«Законопроект в текущей редакции не обеспечивает принцип достоверности реестра, закрепленный в статье 8.1 Гражданского кодекса, — отмечает заместитель руководителя Исследовательского центра частного права при президенте России, доктор юридических наук Лидия Михеева. — Сегодня в этой сфере существует масса рисков: от имени продавца может выступать лицо, не имеющее полномочий, продавец может совершать сделку с нарушением прав своего супруга или иных членов семьи, продавец может заблуждаться относительно условий сделки и т.п. Суды нередко принимают решения о возврате недвижимости продавцу, но покупатель получает взамен только право требовать уплаченных им в соответствии со сделкой денежных сумм (которые зачастую уже полностью потрачены)».
Сейчас в Хорошевском суде Москвы рассматривается дело Ольги Александровны. Но, несмотря на то, что решения по делу нет, женщину уже в буквальном смысле выкинули из квартиры вместе с вещами. Она вынуждена ютиться в дешевой гостинице и не может представить, что будет делать, если суд примет решение не в ее пользу.
Квартирные рейдеры убивают из-за недвижимости... Известны случаи, когда люди, оказавшиеся на улице после потери квартиры, заканчивали жизнь самоубийством... Пожилые граждане начинают бояться и родных и незнакомых, чувствуя свою беззащитность... А количество случаев мошеннических действий с недвижимостью все растет.
Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/kvartirnoe-reiderstvo-nabiraet-oboroty-kak-ostanovit-zakhvaty-zhilia